История

Святая обитель в честь Рождества Христова – одна из древнейших на Тверской земле. Она расположена в двух километрах от центра Твери, на высоком правом берегу реки Тьмаки. Место это горожане издавна называли Монастырскими или Рождественскими Горками. По преданию, монастырь был основан в конце XIV – начале XV века по благословению святителя Арсения, епископа Тверского. Чуть выше по течению Тьмаки святитель Арсений основал другую знаменитую обитель – Желтиков Успенский мужской монастырь. Посещавшие его тверские богомольцы, соблюдая древний благочестивый обычай, на обратном пути непременно заходили и в Христорождественскую обитель – к поздней литургии.
Панорама Христорождественского монастыря. Открытка 1909 года
О первоначальной истории монастыря ни записей, ни преданий не сохранилось, но в начале XVI века это была вполне благоустроенная обитель. Ею управляла игумения, служили два священника и диакон. У монастыря была вотчина в селе Каюрове, где служил свой священник, и несколько пустошей. Великий князь Василий III Иванович в 1513 году даровал обители жалованную грамоту на имя игумении Александры, по которой настоятельница и священники освобождались от всех поборов и пошлин; в духовных делах они были подсудны владыке Тверскому, а в уголовных – самому государю. В 1555 году эту грамоту подтвердил царь Иван Васильевич Грозный. Беды Смутного времени не обошли стороной Христорождественский монастырь. Обитель была разграблена и предана огню, сестры разогнаны или перебиты литовцами. Но уже в 1613 году игумения Аполлинария с пятью монахинями вернулись на святое место. Помощью Божией, трудами и молитвами сестер монастырь восстал из пепла, но жилось его насельницам нелегко. Они построили деревянный шатровый храм, вновь в честь Рождества Христова, и шесть маленьких келий, но в обители не было священника и не совершались литургии. Чтобы получать хоть какой-то доход, игумения отдала в аренду посадским людям монастырские земли. Привилегий у обители уже никаких не осталось; напротив, по велению царя Михаила Федоровича монастыри вносили в казну немалые налоги – нужно было восстанавливать разоренное государство.
В 1636 году в обители было уже десять сестер, служил священник, и благосостояние монастыря начало улучшаться. А спустя десять лет, в 1646 году, богатые дары прислал в обитель царь Алексей Михайлович. На эти деньги была построена деревянная церковь с двумя престолами – во имя Алексия, человека Божия, и во имя святителя и чудотворца Николая. Ризы, книги и вся церковная утварь для храма были пожертвованы самим государем.
Тихвинская икона Божией Матери. XVIII век
Благоприятной порой возрождения после многих тяжелых лет стали для обители годы настоятельства игумении Агафии (1681–1697). Матушка Агафия была настоящей подвижницей, энергичной и деятельной. Ей удалось вернуть монастырю утраченные земли, восстановить расшатанное хозяйство, сестры наконец перестали голодать. При игумении Агафии в обитель пришла девица из дворян Евдокия Ростопчина. Именно с ней связано появление в Христорождественском монастыре его величайшей святыни – чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
Образ Пресвятой Богородицы девица Евдокия получила в детстве в благословение от деда. В монастырь она ушла тайно, в возрасте тридцати лет, ничего не взяв с собой из дома. Восемь лет провела Евдокия послушницей в обители Рождества Христова и в 1702 году была наконец пострижена в иночество с именем Елена.В том же году к ней приехали родители, не знавшие ранее, где находится дочь. Увидев ее монахиней и признав в этом волю Божию, они благословили инокиню Елену и передали ей Тихвинскую икону Божией Матери – дар и благословение деда.
Святая икона прославилась многими чудесными исцелениями, и слух о ней дошел до самых отдаленных мест. Преосвященный Митрофан (Слатвинский), тогдашний архиепископ Тверской и Кашинский, не желая допускать большого стечения народа, распорядился забрать икону из келии монахини Елены и перенести в ризницу тверского кафедрального собора. Икона пробыла в соборе двадцать четыре года, но затем Промыслом Божиим неожиданно вернулась в обитель. В мае 1763 года в Твери начался страшный пожар, истребивший почти все дома и храмы города. Сильно пострадал от огня и кафедральный собор, но чудотворная Тихвинская икона осталась невредимой.
В 1803 году был учрежден ежегодный крестный ход со святой иконой. 26 июня, в день празднования в честь Тихвинской иконы Божией Матери, чудотворный образ переносили крестным ходом в тверской кафедральный собор для поклонения всем горожанам и для ношения по домам.
Митрополит Московский Платон (Левшин; 1737–1812), в 1770–1775 годах архиепископ Тверской и Кашинский
В 1763 году, когда в монастырь вернулась Тихвинская икона Божией Матери, игумения Маргарита обратилась к владыке Тверскому Гавриилу с просьбой – возвести в обители новый каменный храм в честь Рождества Христова, вместо обветшавшего деревянного, постройки 1716 года. В храме предполагался придел во имя Алексия, человека Божия, и колокольня. Преосвященный Гавриил дал разрешение, и в монастыре начались строительные работы. Иждивением монахини Надежды был устроен еще один придел – в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Главный престол освятили в 1775 году, а Тихвинский – спустя четыре года.
В монастыре тогда служили священник и диакон, но с возведением нового собора прихожан стало больше, и игумения Магдалина попросила у архиепископа Платона (Левшина) разрешения иметь второго священника вместо диакона. Владыка разрешил, и диакон был рукоположен во иерея. Службы в обители стали совершаться ежедневно; число прихожан вновь увеличилось, возросли и пожертвования.
Преосвященный Павел (Пономарев), ставший в 1798 году епископом Тверским, издал распоряжение устроить в Христорождественском монастыре богадельню. Но обитель в то время сама была подобна богадельне. Игумении Магдалине было тогда 80 лет, средний возраст монахинь составлял около 60 лет. Многие сестры были больны и не исполняли никаких послушаний. Здания для богадельни не было, как не было настоятельских келий, помещения для ризницы, сестринской трапезной и многого другого. Келии у сестер были маленькие, деревянные, построенные на их собственные средства без всякого плана. Денег в монастырской казне не хватало не то что на богадельню, но даже на содержание обители.
Императрица Екатерина II (1729–1796)
Вскоре преосвященный Павел стал членом Святейшего Синода и переехал в Петербург. Будучи в Смольном монастыре, он посетил жившую там Марию Васильевну Шкурину, бывшую фрейлину императрицы Екатерины II, и познакомился с ее подругой – монахиней Назаретой (Шванвич). Матушка Назарета была тогда настоятельницей Молого-Афанасьевского монастыря под Угличем. Энергичная, образованная дворянка сорока шести лет понравилась владыке, и он предложил ей занять должность игумении Тверского Христорождественского монастыря. Инокиня Назарета согласилась и была возведена в сан игумении. Вместе с ней в Тверь поехала и М. В. Шкурина, впоследствии принявшая монашеский постриг с именем Павла. Она во всем помогала матушке. В новый, XIX век монастырь вступил с новой игуменией, которая энергично взялась за благоустройство обители. Прежде всего она озаботилась благолепием богослужения. По распоряжению матушки Назареты чтение и пение в храме стало совершаться монахинями и послушницами, что очень привлекало богомольцев. Потом игумения занялась монастырскими постройками. На западной стороне обители иждивением графини А. И. Чернышевой были построены Святые врата с прекрасной церковью, оштукатуренной под мрамор. Император Александр I пожаловал в новый храм великолепную люстру и ризницу из бархата, императрица и великая княжна пожертвовали ризы, а граф Шереметев – большое Евангелие, оправленное в серебро с позолотой, и серебряный напрестольный крест. Игумения Назарета и монахиня Павла (Шкурина) на свои средства устроили иконостас.
Святитель Филарет (Дроздов; 1782–1867), митрополит Московский, в 1819–1820 годах архиепископ Тверской и Кашинский
16 августа 1805 года старицкий архимандрит Анастасий освятил новый храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. Туда был определен третий в монастыре священник. В том же году к Спасской церкви были пристроены с левой стороны двухэтажные каменные келии для настоятельницы, на средства графини Чернышевой, а с правой стороны – тоже двухэтажное здание для ризницы и трапезной, на вклад тверской дворянки Агафоклеи Александровны Полторацкой. Тогда же была заведена в праздничные дни общая трапеза для всех монахинь и послушниц. Хлеб и припасы для нее много раз поставляла А. И. Чернышева, а ее примеру следовали и супруга генерал-губернатора, и тверские купцы.
В 1807 году игумению Назарету перевели в Казань, и на ее место была назначена казначея обители – монахиня Палладия (Волкова).
В 1814 году. Новую настоятельницу владыка предложил выбрать самим сестрам. Ею стала свещница обители, монахиня Аполлинария (Лутковская). Она была из дворян, немолода, пришла в монастырь еще в юности и отличалась необыкновенной кротостью и смирением, а также строгостью соблюдения монашеских правил. Нелегко было благочинному и сестрам уговорить мать Аполлинарию, считавшую себя недостойной высокого служения, но она приняла новое назначение как волю Божию и 6 января 1815 года была возведена в сан игумении.
К 1820 году в обители был возведен прекрасный собор в стиле зрелого классицизма по проекту архитектора К. И. Росси, ставший центром монастырского ансамбля. В новом соборе, как и в старом, было три престола: главный в честь Рождества Христова, правый в честь Тихвинской иконы Божией Матери и левый во имя Алексия, человека Божия. 18 июля 1820 года храм был освящен Тверским архиепископом Филаретом (Дроздовым), будущим святителем Московским, который произнес при этом замечательную проповедь. После освящения собора матушка Аполлинария занялась устройством новой ризы на чудотворный образ Божией Матери.
В 1827 году, чувствуя приближение кончины, игумения Аполлинария избрала себе преемницу, инокиню Досифею (Веревкину), передала ей управление монастырем и вскоре мирно отошла ко Господу. Она завещала похоронить себя в западных вратах обители, чтобы место погребения было попираемо ногами богомольцев. Желание ее было исполнено. Место это можно видеть и сейчас, оно отмечено надписью на стене и металлической оградой. Памятью о матушке Аполлинарии остался величественный храм – украшение не только Христорождественского монастыря, но и всего града Твери.
При игумении Досифее в обители была построена теплая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, освященная в 1832 году архиепископом Григорием (Постниковым); к ней примыкал деревянный корпус для больных и престарелых сестер. Спустя два года в монастыре учредили приют для девиц – сирот духовного звания; священники и монахини обучали их Закону Божию, чтению, письму и рукоделию.
В 1849 году настоятельницей обители стала игумения Мария (Игнатьева), тверская дворянка. Главной заботой матушки стало благолепие храмов, благоговейное богослужение, а также мир и согласие между сестрами. Матушка Мария всегда была спокойна, ласкова, отличалась необыкновенной добротой и никогда не отказывала тем, кто обращался к ней за помощью. При ней число сестер в монастыре удвоилось. Вскоре после назначения матушки Марии в жизни обители начались перемены. В 1850-х годах купцы Каулин и Залогин выстроили поблизости большую текстильную фабрику и многоэтажные дома для рабочих. Своей церкви у фабрики не было, и в монастыре прибавилось богомольцев. В качестве компенсации за беспокойство боголюбивые владельцы фабрики обновили внутреннюю отделку Христорождественского собора и сделали его теплым. Заново были устроены золоченые иконостасы во всех трех приделах, святые престолы и жертвенники из кипариса; стены храма, купол, столбы и арки покрыты живописью. Чтобы не нарушать порядка богослужения во время отделочных работ в соборе, матушка Мария распорядилась исправить прежний Христорождественский храм, стоявший вплотную к собору
Игумения Палладия (Ельчанинова; †1908). Фотография конца XIX – начала XX века
В 1880 году, при игумении Палладии II, Никольский храм был сильно поврежден бурей и нуждался в перестройке. Было решено перенести его на юго-восточную сторону обители и поставить вровень с монастырской оградой. Новая церковь предназначалась для богослужений и совершения треб фабричного прихода, сильно выросшего за последние годы. У Каулина и Залогина работало 3000 человек, на фабрике Морозова – 7000, и храм для них был крайне необходим. Он был вскоре выстроен и освящен 24 октября 1882 года. Игумения Палладия (Ельчанинова), дочь таганрогского вице-губернатора, стала настоятельницей в 1875 году. Матушка Палладия очень много сделала для благоустройства обители. В 1889 году на ее средства был отлит самый большой колокол для монастырской колокольни весом 528 пудов; в 1891 году был обновлен больничный храм во имя Живоначальной Троицы, спустя год – надвратный Спасский храм; в 1896 году промывали живопись в соборе и Спасском храме. Работы по обустройству монастыря матушка Палладия вела постоянно, но одной из самых больших ее заслуг стало основание Спасской пустыни в Бежецком уезде, на месте бывшего подворья обители. В конце XIX – начале XX века, благодаря энергии матушки, в пустыни были возведены пятиглавая церковь, Святые врата с колокольней, настоятельский корпус, келии для сестер и другие постройки. Территория пустыни была обнесена каменным забором с тремя башнями. В 1907 году Спасская пустынь, где к тому времени проживало более пятидесяти сестер, указом Святейшего Синода была преобразована в самостоятельный монастырь. Игумения Палладия отошла ко Господу 28 августа 1908 года. В силу преклонного возраста и немощей в последние три года она передала свои обязанности казначее обители – монахине Калерии (Кузнецовой), которая и стала следующей настоятельницей.
Игумения Калерия (Кузнецова; 1861–после 1931). Фотография начала XX века
Матушке Калерии было сорок семь лет, и вся ее жизнь прошла в обители. Мать ее, происходившая из тверских крестьян, привезла трехлетнюю дочку из Петербурга и оставила в Христорождественском монастыре.
В 1902 году, в возрасте сорока одного года, она была пострижена в монахини, регентствовала, заведовала церковно-приходской школой при монастыре. Став игуменией, матушка Калерия, как и ее предшественница, много сил отдавала благоустройству обители, вела большие ремонтные и строительные работы. Самым большим сооружением монастыря стал каменный соборный храм в честь Воскресения Христова. Он был заложен 15 мая 1912 года. Храм строился в честь и память 300-летия Дома Романовых; величественное здание в старинном псковско-новгородском стиле символизировало мощь и древность правящей династии.
Собор по проекту архитектора Н. П. Омелюстого был вчерне построен за два года на средства монастыря и вклады благотворителей, в том числе и царской семьи. Главный престол был посвящен Воскресению Христову, правый – святителю и чудотворцу Николаю и святителю Московскому Алексию, левый – благоверной княгине Анне Кашинской.
Воспитанницы монастырского приюта с преподавательницей рисования. Фотография конца XIX – начала XX века
Перед революцией обитель Рождества Христова была весьма благоустроенным монастырем с хорошо налаженным хозяйством, больницей, богадельней, детским приютом и школой. Советская власть проявила живой интерес к его имуществу. Уже в 1918 году были национализированы два корпуса, соединенные Спасским храмом, и больничный корпус. Иконостас в храме был разобран, иконы и утварь вынесены. В освободившихся помещениях разместился детский дом. В течение года по ордерам разных учреждений производилась реквизиция монастырского имущества.
14 октября 1923 года президиум Тверского губисполкома постановил: «Все помещения, занятые монахинями при Христорождественском монастыре, освободить, предоставляя освободившуюся площадь под квартиры рабочих». Это решение представляло собой фактическое закрытие монастыря.
В 1924 году Воскресенский собор передали Пролетарской мануфактуре под предприятие общественного питания; спустя два года в Никольской церкви открыли клуб «Безбожник»; в 1929 году Христорождественский собор, еще действовавший как приходской храм, был закрыт и переоборудован в клуб текстильщиков. В эти же годы была постепенно разобрана колокольня. Чудотворная Тихвинская икона бесследно исчезла

Многие годы казалось, что былое благолепие Христорождественской обители утрачено навсегда. Но Господь судил иначе. В год 1000-летия Крещения Руси Православной Церкви был возвращен Воскресенский собор, служивший до этого складом строительных материалов. Он был отремонтирован и 23 апреля 1992 года освящен. Теперь это кафедральный соборный храм Твери. Вскоре был приведен в порядок и Троицкий храм, в нем стали совершать таинство крещения. Наконец, 1 апреля 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено возобновить монашескую жизнь в Христорождественском монастыре. Его настоятельницей была назначена монахиня Лариса (Лобанова) из Тверского Екатерининского монастыря.

16 августа 1999 года матушка приняла главный храм обители, в котором много лет располагалось спортивное общество «Спартак», а в цокольном этаже была сауна. В соборе царила «мерзость запустения»: черный купол, выкрашенные зеленой краской стены, грязь, мусор, протекающая крыша... Все монастырские келии были заняты жильцами, и матушке с сестрами пришлось поселиться в подвале храма, где они и жили несколько лет. С помощью богомольцев храм отмыли, убрали, установили временный иконостас. 7 января 2000 года, в престольный праздник Рождества Христова, была совершена первая Божественная литургия. С тех пор она совершается ежедневно.





В 2019 году Христорождественский монастырь отметил двадцатилетие своей новейшей истории. За эти годы с помощью благотворителей и прихожан обители сделано многое. Монастырь стал подлинным украшением города, издалека видна его ограда с башнями из красного кирпича. Величественное здание собора отреставрировано снаружи, а внутри полностью восстановлен и расписан центральный купол. Реставраторы потратили много времени и труда на расчистку и штукатурку стен храма, сохранив при этом фрагменты росписей середины XIX столетия. Новые иконы, которыми благоукрашен собор, написаны лучшими тверскими иконописцами. Цокольный этаж храма тоже приведен в порядок, теперь там служебные помещения; в соборе проведено отопление и водопровод.

Реставрируется надвратный Спасский храм, начата постройкой колокольня. Возведен трапезный корпус, украсивший территорию обители — в нем будут располагаться сестринская трапезная, склады продуктов и цеха для заготовки овощей впрок. Ведь в монастыре есть большой огород, где сестры выращивают картофель, капусту, огурцы, помидоры и многое другое; есть и большой яблоневый сад, который начинает приносить плоды. В монастырской пекарне сестры пекут вкусный хлеб и куличи к Пасхе.






Монастырю предстоит совершить еще многое. С помощью Божией сестры во главе с игуменией Ларисой надеются закончить ремонт игуменского корпуса, отделать трапезный корпус, достроить колокольню. В планах на будущее – и новая библиотека для сестер и паломников, и паломническая гостиница. Однако самое главное сделано – на святом месте, многие годы пребывавшем в запустении, вновь звучит хвала Господу, звучит уже двадцать лет. Древняя святыня Тверской земли возвращает свое былое величие, восстает в прежней красоте и славе. Многим тверичам она помогает вспомнить о своих корнях, прийти к вере и построить храмы в собственных душах.